Елена (Элеонора) Генриховна Гуро́, в браке Матюшина (18 (30) мая 1877, Петербург — 23 апреля (6 мая) 1913, Уусикиркко, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское) — русская поэтесса, прозаик и художница.
Дочь высокопоставленного военного: отец Гуро был секретарём штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче, генерал-лейтенантом; дед по матери — педагог и детский литератор М. Б. Чистяков; сестра Елены, Екатерина Низен,
участвовала в публикациях футуристов. Получила художественное
образование, занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где
познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом М. В. Матюшиным. В 1906—1907 брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.
В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»;
тираж при жизни Гуро остался не распроданным, и оставшиеся экземпляры
поступили повторно в продажу после её смерти. К книге сочувственно
отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок,
с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в
альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности
постоянный интерес.
В 1908—1910 Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-"будетлян" (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников),
они встречаются в доме Матюшиных на улице Песочной в Петербурге (ныне
Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается
издательство «Журавль», в 1910
выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и
Гуро. В 1910—1913 она активно выступает и как художник, на выставках
левого «Союза молодёжи» и т. п.
В 1912 Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон»
(положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу,
ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная её книга,
состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые
фрагменты — «Небесные верблюжата» (1914) — вышла посмертно. Творчество
Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе
отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял её остальным футуристам).
Для творчества Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы,
импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконического
лирического фрагмента (влияние Ремизова, «симфоний» Андрея Белого, «стихотворений в прозе» Бодлера и связанной с ним традиции), свободный стих, эксперименты с заумью («Финляндия»). Излюбленные тематики: материнство (в ряде стихотворений отражена тоска по умершему сыну «Вильгельму Нотенбергу»[1],
которого на самом деле не было), распространяющееся на весь мир,
пантеистическое ощущение природы, проклятие городу, в некоторых
стихотворениях социальные мотивы.
Елена Гуро умерла на своей финляндской даче от лейкемии,
похоронена там же; могила её не сохранилась. Её памяти футуристы
посвятили сборник «Трое», среди молодых петроградских поэтов в 1910-е
поддерживался культ Гуро, существовало посвященное ей издательство «Дом
на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).
Интерес к Гуро пробудился в 1970-е годы; в 1988 в Стокгольме издан
её сборник «Selected prose and poetry», в 1995 году там же — неизданные
произведения из архивов, а в 1996 в Беркли, Калифорния — «Сочинения». В
России изданы два сборника избранного с одинаковым названием «Небесные
верблюжата»: в Ростове-на-Дону в 1993 и в Петербурге в издательстве
«Лимбус Пресс» в 2002, кроме того, в Петербурге вышли сборники «Из
записных книжек» (1997) и «Жил на свете рыцарь бедный» (1999).
Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за
рубежом.